Самые частые виды финансового мошенничества в Казахстане

Финансовое мошенничество

Несмотря на раскрытие финансовым регулятором новых схем, мошенничество в Казахстане продолжает набирать обороты. По результатам исследования наиболее часто казахстанцы сталкиваются с махинациями в секторе онлайн-торговли.

Как правило, жертвами мошенников становятся доверчивые люди, желающие быстро и легко стать финансово обеспеченными. Аферисты спекулируют на наивности клиентов, невнимательности или безграмотности, активно используя психологические техники и манипуляции, вводя жертву в заблуждение.

В опросе приняли участие 45 тысяч казахстанцев со всех регионов страны. Из числа опрошенных примерно 20% хотя бы раз становились жертвами развода. Большинство преступлений связаны с онлайн-шоппингом. Распространенная схема – продажа товаров и услуг в социальных сетях и на интернет-площадках. Шарлатаны публикуют информацию о товаре, и при заявке от клиента обещают отправить посылку после 100% предоплаты. После получения денег на счет или банковскую карту мошенник исчезает.

Как утверждают эксперты, к сожалению, стать жертвой мошенничества можно случайно. Так, используя украденный или потерянный смартфон жулик может управлять счетами жертвы удаленно.

В 2020 году агентство по развитию и регулированию финансового рынка в Казахстане проводило исследование, согласно которому определялось умение пользоваться финансовыми инструментами и услугами среди населения. По сравнению с двумя годами ранее он показал существенный рост, на 19.22%. Однако по-прежнему остается значительная доля граждан, не умеющих правильно обращаться с финансовыми продуктами и грамотно интерпретировать условия их предоставления. Такой подход может приводить к риску стать жертвой мошенничества или проблемам с финансовыми организациями.

Практически 50% респондентов используют финансовые услуги онлайн. Треть опрошенных находятся в зоне риска, поскольку не вникают в детали договора, не подписывают документы, доверяя словам менеджера.

При этом участники опроса владеют информацией о различных способах мошенничества. Половина участников отметила, что мошенники могут оформить онлайн-кредит, имея на руках лишь номер ИНН или удостоверения, а также смс-код. Некоторые мошенники даже используют запись голоса для подтверждения удаленной верификации клиента. Мошенники звонят жертве на телефон и задают вопросы таким образом, чтобы она ответила в утвердительной форме «да», «согласен». В дальнейшем запись звонка используется для оформления различных преступных схем.

Мошенники могут казаться очень убедительными, поэтому во время телефонного разговора при возникновении даже малейших подозрений, стоит как можно скорее положить трубку и не продолжать разговор. Рекомендуется также периодически просматривать сводки регулятора о том, какие схемы используют мошенники в настоящее время.